Конспект урока по развитию устной речи в 5 классе «А» класс «Особый ребенок»
Тема: Пересказ близко к тексту сказки В. Сутеева «Три котенка».
Цели: Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение близко к тексту с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить навык подробного пересказа текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- учить пересказывать близко к тексту, выдерживать последовательность и логическую завершенность рассказа.
- активизировать речь прилагательными (белый, черный, серый), сравнительными оборотами (белый как…)
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речеслуховую память.
- Активизировать мыслительную деятельность.
- Формировать навык речевого самоконтроля.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к домашним животным.
- Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
Ход урока:
I. Орг.момент.
II. Ход урока.
1. Вступительная часть.
- Здравствуйте, ребята! Как можно узнать, что лежит в корзине, не открывая ее?
- Правильно, можно понюхать. Не пахнет? Тогда пощупайте, что там.
- Да, это шарики. Сколько шариков в корзине? Достань, Миша один. Какого он цвета?
- Что еще бывает такого цвета?
- Коля, достань второй шарик. Какого он цвета? Что еще бывает такого цвета? Какого цвета у нас шарики?
- Сейчас мы с вами поиграем. Я их положу на поднос, один спрячу, и вы мне скажите, какого шарика нет? (игра повторяется с каждым ребенком)
Маленькие шарики прятались от нас как шустрые котята! А, вы знаете, что котята попадают в разные смешные истории?
Одну из них я хочу вам прочитать. Это сказка «Три котёнка», которую написал писатель – сказочник Владимир Сутеев. (чтение учителем с демонстрацией карточек-моделей на доске)
2. Беседа по содержанию сказки:
- Ребята, как называется сказка, которую я вам рассказала?
- А кто же придумал эту сказку? (эту сказку придумал писатель В. Сутеев)
- Ребята, про кого рассказывается в этой сказке?
- Скажите мне, пожалуйста, какие были котята?
- Расскажите мне, что случилось с котятами в начале сказки?
- Почему котята стали белыми?
- Что случилось с тремя белыми котятами?
- Почему белые котята стали черными?
- Что же произошло с черными котятами?
- Ребята, а что стали делать три мокрых котенка?
- Почему они стали, как были – черным, серым и белым?
- Ребята, вам понравилась сказка? А что вам больше всего понравилось?
- Вот какие шустрые котята!
- Почему они опять стали разного цвета? (учитель незаметно убирает карточки с доски с изображением мышки, лягушки, рыбки)
- Ой, ребята! Куда-то пропали карточки! Помогите вспомнить, что случилось с котятами?
Сейчас я еще раз прочитаю, а потом попрошу вас рассказать как можно подробнее.
3. Физ.минутка.
Киски серые сидят
И усами шевелят.
Вот так, вот так!
И усами шевелят.
Кискам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть.
Хлоп – хлоп; хлоп – хлоп!
Надо лапки им погреть!
Кискам холодно стоять,
Надо кискам поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок!
Надо кискам поскакать!
4. Работа с серией сюжетных картинок.
Ребята, давайте немного отдохнем, закроем глазки и представим наших котят». (Дети закрывают глаза, а учитель меняет картинки местами).
Игра «Что с чем поменялось местами».
- Пока мы отдыхали, мышка напроказничала у нас. Посмотрите, все ли правильно? (Дети меняют картинки местами и комментируют выполненное задание)
Игра «Чего не стало» (Учитель убирает по одной картинке у каждого ребенка, дети говорят, какую картинку унесла мышка).
5. Пересказ сказки.
а) пересказ сказки по цепочке с опорой на полную серию предметных картинок.
б) пересказ сказки с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей).
6. Итог урока:
Для каждого ребенка в корзину кладется клубочек ниток. Достаньте из корзины клубочек ниток и размотайте их, а чтобы нитки не путались, наматывайте их на пустые катушки. (Внутри – сюрприз!)
- Чем мы сегодня занимались на занятии? (Мы пересказывали сказку о котятах).
- Какие приключения с ними произошли? (Ответы детей).
- Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей).
- Вы - молодцы, очень хорошо сегодня занимались.
- Учитель: Юрченко Н. Е.
Поделиться с друзьями: