+7(413)2603672
685918 Магаданская обл. п.Сокол ул.Гагарина д.19
Эл.адрес: skolasokolin@mail.ru

Добро и зло в русских народных сказках.

Тема: Добро и зло в русских народных сказках.

Цель: Формирование представлений о доброте.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей умение узнавать сказку по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
Коррекционно - развивающие:
- Развитие коммуникативных и артистических способностей.
- Коррекция отрицательных черт характера - жадности, лени, зазнайства.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Форма проведения: открытое мероприятие.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Исценирование сказки «Курочка Ряба».
4. Разгадывание загадок.
5. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам.
Оформление и реквизит:
Для проведения занятия воссоздается уголок русской избы: макет русской печки, стол и лавки для трапезы. Организуется выставка предметов русского быта: самовар, деревянная посуда и кухонная утварь. Клубок ниток, сундучок. Пословицы на доске.
Ход занятия
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
А.С.Пушкин.
1. Орг. момент.
Сказочница: Здравствуйте ребятишки, здравствуйте гости званые! Рада видеть вас в добром здравии. Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да.)
Сказочница. Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить сказки, которые любим с детства.
Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. Вы знаете, что в сказках, как и в жизни, живут рядом люди и звери. Сказка не умирает. Как не умирает добро и зло. Есть добрые люди и добрые звери; есть злые звери и злые люди. Если встретятся злые люди и злые звери, то сказки не будет. А бывает, что встречаются добрые люди добрые звери и помогают друг другу.
2. Основная часть.
Сказочница. Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
Сказочница:
В гости сказочка идет
Она встречи с вами ждет
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
- А вы не хотите попасть в сказочную страну? (Да).
- Попасть нам туда поможет …
Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (Подходят, смотрят).
Я, волшебный сундучок,
Я, ребята, вам – дружок. (Открывают).
Сказочница. В нашем волшебном сундучке - волшебные вещи. (Выкладывает вещи из сундучка).
Это скатерть, и, конечно … (Самобранка).
Это шапка … (Невидимка).
Это палочка … (Волшебная!).
(Открывается дверь, появляется волшебный клубок.)
Сюрпризный момент:
Сказочница: Ой, ребята, смотрите, большой волшебный клубочек, пусть он сегодня поможет попасть в сказочную страну и укажет нам путь.
Ты клубочек наш, беги,
В страну сказок приведи.
(Воспитатель бросает волшебный клубок, он катится к стенду, на котором оформлена выставка рисунков по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», « Маша и медведь», «Гуси-лебеди»).
Игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации)
Цель: развитие зрительного внимания.
Сказочница: Сколько сказок здесь живет! Что за прелесть эти сказки! Надеюсь, вы их узнали?
Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал,
Ну, что, проверим это.
Игра: «Узнай сказку» (по отрывку).
Сказочница. Мои помощники будут читать отрывки из русских народных сказок. Надо выслушать отрывок до конца, а потом попробовать угадать название сказки.
(Подготовленные заранее дети зачитывают отрывки из русских народных сказок).
1. Не садись на пенек
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! («Маша и медведь»)
2. Наловил дед рыбу и везёт домой целый воз.
Увидела это лисичка, захотелось ей рыбки. И решила она деда перехитрить. Забежала лисичка вперёд, легла на дорогу и притворилась мёртвой.
Вот едет дед и видит: посреди дороги лежит лисичка. Дед слез с воза, подошёл к ней, а лисичка и не шевелится, лежит как мёртвая..
(«Лисичка-сестричка и волк»)
3. Жили-были лиса и заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная. («Заюшкина избушка»)
4. Лиса схватила петушка в когти и понесла в свою нору, за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. («Петушок - золотой гребешок»)
5. Говорит однажды царь такое слово:
- Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь. («Царевна-лягушка»)
6. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. («Три медведя»)
7. Волку делать нечего. Пошёл он в кузнецу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст. («Волк и семеро козлят»)
8. Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни вну-чат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочек да и говорит. («Девочка Снегурочка».)
9. Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди».)
Сказочница. Молодцы, ребята, вижу, вы хорошо знаете сказки. Как вы думаете, о чем они?
(Ответы детей: о сочувствии чужому горю, о добре и зле, о помощи слабым и т.д.).
Сказочница. Что помогает сказочным героям справляться с трудностями, бороться со злом? (Ответы детей).
Сказочница. Давайте сделаем так. В одной шкатулке есть жемчужины. Пусть каждая жемчужина будет одним из качеств - богатств русской души.
Кто из вас хочет положить в другую шкатулку такие сокровища?
(Дети по желанию берут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели, и складывают их в шкатулку.)

Сказочница. У сказочных героев и имена особенные, тоже сказочные. Давайте вспомним некоторые из них. Я начинаю, А вы его заканчиваете.
- Царевна -… (лягушка)
-Баба - … (Яга)
-Змей-… (Горыныч)
-Кощей-… (бессмертный)
-Курочка-… (Ряба)
-Лисичка-… (сестричка)
-Петушок-… (золотой гребешок)
-Иванушка-… (дурачок).
Физминутка
- Давайте, поиграем в игру «Сказочный герой – добрый и злой».
Для этого вспомните, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим, а какие – нет.
Я называю сказочного героя, если он добрый, то хлопаем в ладоши, если злой – закрываем глаза руками.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золушка, Змей Горыныч, Дюймовочка,
Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей).
Сказочница: Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.
Все минуточку вниманья!
Загадку я хочу начать…
Этой сказочки героя
Поспешите отгадать:
1. Он седой и с бородой,
Очень старый и хромой. Кто это? (Дед).
2. Она старенькая, седая, добрая и простая,
В доме с дедушкой живет. Внучка как ее зовет? (Бабушка).
3. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака).
4. У нее четыре лапки, лапки - цап – царапки,
Пара чутких ушей и она гроза мышей. (Кошка).
5. Под полом таится и кошки боится. (Мышка).
Сказочница
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сказочница. По-моему, один из сказочных персонажей ждет с нами встречи.
Дом его - большой дворец,
А родитель - царь- отец.
В царство он спешит Кощея.
Не боится он преград,
Всем помочь он очень рад:
И медведь, и щука-рыба
Говорят ему: «Спасибо!»
(Входит Иван-царевич, кланяется в пояс).
Иван. Здравствуйте, люди добрые! Знаю, что вы сегодня о сказках говорите!
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Вы знаете, чему учит сказка? (Ответы детей).
Сказочница: Сказка учит не проходить мимо случайных явлений. Даже если ты торопишься выручать Елену Прекрасную из царства Кощея, то не должен проходить мимо птенца, выпавшего из гнезда; щуки задыхающейся на берегу; медведя, попавшего в капкан. Сказка учит: нет в жизни ничего случайного, все подчинено законам.
Иван. Что это за законы? Не знаю я никаких законов! Просто я никогда не выбираю, кто для меня важнее: птенец или Елена Прекрасная. Тот, кому в эту минуту нужна помощь, для меня и важней.
Сказочница. Но ведь птичка тебя потом выручала?
Иван. Выручала.
Сказочница. А щука тебя в конце сказки выручила?
Иван. Выручила.
Сказочница. А медведь тебе помог?
Иван. И медведь помог.
Сказочница. Так получается, что хочешь ли ты того или не хочешь, все по сказочным законам: «Долг платежам красен» и «Не рой яму другому, сам в нее попадёшь».
Иван. Ну! Вот ещё! Буду я думать о каких-то долгах и ямах, когда птенчика на дороге увижу! Лучше уж мне законов ваших вовсе не знать.
И слышать о них не хочу.
Сказочница. Вот и не слушай! А нам всё равно о них знать нужно. Второй закон - правильного конца.
Иван. Вы хотите сказать счастливого?
Сказочница. Это в твоём случае счастливый конец есть правильный. Но не всегда же так. Вот, например, «Колобок». Эта сказка учит: «От судьбы не уйдёшь». Или в сказке «Курочка Ряба».
Иван. Не знаю я никакой курочки.
Сказочница. Не знаешь, ну, тогда смотри.
О чем- то скрипит половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
(Исценирование сказки «Курочка Ряба»)
Бабка. Эй, старик, проснись скорей!
Волки, что ли, у дверей?
Дед. Ты чего шумишь, старуха?
Бабка. Да смотри, что я нашла:
Наша курочка - пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед. Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба,обалдела?
Бабка. Да яйцо -то не простое, А, гляди-ка, золотое!
Дед. Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Бабка. Погляди, горит, как жар,
Не случился бы пожар.
Дед. Ох, горит, слепит глаза!
Чудеса - то, чудеса!
Бабка. Ты в сундук запри его… (Стук в дверь)
Бабка. Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Собака. Гав, гав, гав - зачем пришли?
Что за чудо здесь нашли?
Нет здесь чуда никакого!
Убирайтесь вон из дома!
Вот как выскачу сейчас
Покусаю всех я вас.
Уходите поскорее!
Убирайтесь побыстрее!
Уходите! Уходите!
Руки, ноги уносите!
Дед. Надо дверь бы на засов,
Да спустить скорее псов.
Бабка. В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там,
Им яичко и продам!
Мышка. Зря задумали пустое.
Да, яичко не простое -
Золотое! Золотое!
Вот ведь людям как везет
К ним богатство всё идёт.
сяду к бабке я поближе.
На базар она пойдет,
Может, мне что принесёт.
Бабка. Как дадут мне сто рублей
Накуплю я соболей.
Кот. Пока тут они мечтают.
О богатстве вспоминают,
Я на кухне посижу,
Да сметанки полижу.
Бабка. Вот обновок накуплю я!
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краёв набью сундук.
Дед. Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица!
Тащишь в избу разный хлам!
Нет уж, если мы богаты -
Возведу теперь палаты
И беседки по углам…
Бабка. Что ты, старый, не блажи,
Ни к чему нам этажи!
А за эти беседки -
Засмеют ведь нас соседки.
Дед. Пусть смеются,
Мне не жалко.
Бабка. Да, уймись, упала скалка,
Чугуны гремят в печи…
Лучше, дед, ты не кричи!
Дед. Я хозяин или нет?
Сейчас дам тебе ответ…
Мышка. Хватит, бабка, вам сердиться,
Уж не лучше помириться.
Радость в доме ведь у нас,
Не пуститься ли нам в пляс!
Кот. Ну - ка, мышка, попляши,
Свою удаль покажи!
Сказочница. Ох, яичко покатилось,
Покатилось и … разбилось…
От скорлупки нет следа,
Подевалось всё куда?
(Пауза. Дед и бабка сидят, опустив головы.)
Дед. Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Бабка. И шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Только то, видать, надежно,
Что даётся нам трудом.
Дед. Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Бабка. Эй, сосед!
Забывать друзей не след,
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья…
Заходите без стесненья!
Сказочница. Нашей сказочке конец!
А кто слушал - молодец!
3. Заключительная часть.
Сказка ложь, да в ней намёк…
О чём эта сказка? Как вы думаете, чему она учит? (Ответы детей).
Сказочница. Правильно вы поняли, излишняя жадность никогда не принесет пользы. Про честный труд и о настоящей дружбе с соседями забыли бабка с дедом.
Иван. Как гласит русская пословица, «От добра добра не ищут». «Век живи - век учись».
Сказочница. А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались? (Ответы детей).
Надеюсь, ребята, после очередного знакомства со сказкой мы больше
полюбим народное искусство и нашу историю, станем немного добрее.
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!
                                                                                                                                                Воспитатель: Алейникова С. А.