Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
+7(413)2603672
685918, Магаданская обл., пгт.Сокол, ул.Гагарина, д.19
Эл.адрес: skolasokolin@mail.ru

Труд в русских народных сказках

Труд в русских народных сказках

 

.

Цели:

Образовательные: формирование представлений об исторических и культурных ценностях при помощи произведений художественной литературы;

Развивающие: развитие памяти и логического мышления;

Воспитательные: формирование уважительного отношения к труду и бережного отношению к труду других людей;

Коррекционные: коррекция отрицательных черт характера - лени, инфантильности и формирование умений и навыков правильной оценки черт своего характера.

Методы: презентация, беседа-рассуждение, самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Оборудование: план-конспект, проектор, тематический видеоматериал, раздаточный материал, аудиозаписи.

Нам даром без труда ничего не дается,-

недаром исстари пословица ведется.

Ход занятия.

Орг.момент.

 Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать её не шутка.

Что бы сказка от начала,

Словно реченька журчала,

Чтоб в середке весь народ

От неё разинул рот,

Чтоб никто—ни стар, ни мал—

Под неё не задремал.

Попасть в сказку можно, но надо сказать волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Двери в сказку отвори. (Музыка)

– По дороге в класс я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она? (Деда Мороза). Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.

1 снежинка.

– Какие сказки о Морозе вы читали? («Мороз Иванович», «Морозко», Маршак «Двенадцать месяцев»).

 2 снежинка.

– Каким рисует Мороза в своих сказках народ? (Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей).

3 снежинка.

Кто написал сказку «Мороз Иванович»? (Владимир Федорович Одоевский)

4 снежинка.

– Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»? («Морозко»).

К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?

Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? (СЛАЙД)

Присутствуют волшебные персонажи - сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух, яблонька,  противопоставление двух героинь: Ленивица и Рукодельница, волшебное место действия: дом Мороза

Ивановича. (СЛАЙД)

Какие главные герои у нашей сказки? Рукодельница и Ленивица. (СЛАЙД)

В одном селе старик и баба жили

И дочерей двоих они растили.

Одна—дочь старика была родная,

 Для бабки же родной была вторая.

Красива, скромна старика была дочь,

И всем и всегда торопилась помочь.

С утра и до вечера все поспевала:

Стирала и гладила, дом прибирала.

Еще вязать умела, штопать, шить,

Обед варить, к обеду стол накрыть.

О трудолюбии ее в деревне знали

И даже рукодельницей прозвали.

И бабкина дочь была тоже красива,

Но так уж сложилось—уж очень ленива.

Она никому помогать не хотела,

С утра и до ночи без дела сидела:

Глазела в окно, постоянно зевала,

К сестрице своей только зависть питала.

И нет тут совсем никакого секрета—

Ленивицей, люди прозвали за это.

Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица? Чем в своем доме занималась Рукодельница? Как проходил день у Ленивицы? 

Давайте вспомним содержание сказки. (СЛАЙДЫ)

Физминутка.

Словесный портрет девочек (СЛАЙД):

 – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу? (СЛАЙД)

Рукодельница

Ленивица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?

.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?

.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица?

.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?

.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.

Не только в этой сказке присутствует тема труда, она есть и в других русских народных сказках, каких (СЛАЙД):

Самостоятельное выполнение задания: разгадай кроссворд. (СЛАЙД)

1. Что уронила Рукодельница в студенец (колодец)?

2. Кем работал на море старик 30 лет и три года, пока не выловил Золотую рыбку?

3. Терпение и ………., всё перетрут.

4. Над кем трудились дед и бабка, чтобы он появился, а он неблагодарный – убежал.

6. За кого работала щука всю сказку?

7. Сказочный герой: чудо - …….. .

8. Помощница деда при сборе урожая.

9. Количество работников при постройке сказочных домов.

10. Домик, собравший разных зверей под одну крышу, разрушенный, но потом ими же восстановленный.

Итог.

- Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем? - Оценки.

- Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?

Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Землю солнце красит, а человека — труд.

В русских народных сказках все трудились, поэтому и сказки были со счастливым концом.

 Вывод: (СЛАЙД) 

 БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (и) РЫБКУ ИЗ ПРУДА

Эту широко известную пословицу наверняка каждому из нас приходилось слышать в свой адрес не раз. Она не просто даёт нам добрый совет или поучает, как многие другие пословицы. Она сообщает важный жизненный закон: чтобы выполнить любое, даже самое несложное дело, нужно приложить усилия.

Ведь только в сказке про Емелю, чьи желания исполняла щука, всё получалось волшебным образом: вёдра сами приносили из колодца воду, сами собой рубились дрова, сама ехала телега, и прекрасный дворец всего за одну ночь сам построился, А в жизни всё устроено по-другому: если хочешь добиться какого-то результата, нужно хорошенько потрудиться, приложить старание. И даже, казалось бы, такое простое дело — пойматьрыбку в пруду — требует и умения, и ловкости, и терпения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

 

Самоанализ воспитательного мероприятия

Тема занятия: «Труд в русских народных сказках»

               Анализ подготовки мероприятия:Инициатором данного занятия была воспитатель данной группы Красовская Лариса Юрьевна. Была проведена подготовительная работа в планировании, разработке и приготовлении презентации данного занятия. Велась работа с воспитанниками, которая заключалась в разучивании с ними отрывков стихотворений, написании на плакатах пословиц о труде и украшении ими классной комнаты. Именно в подготовительный период удалось вызвать у воспитанников понимание и необходимость значимости предстоящей деятельности.

               В ходе данного занятия четко, убедительно и эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели предстоящей деятельности. Работа проходила содержательно, интересно и организованно. В ходе данного мероприятия продолжалось формирование уважительного отношения к труду и бережного отношению к труду других людей на примерах сказочных героев; отрабатывались навыки и умения высказывать и отстаивать свою точку зрения; коррекция на основе выработки систематичности и выдержки в работе, развитие общей работоспособности.

               Гибкость и широта воспитательного момента проявилась в отсутствии шаблона, наличие «изюминки» (яркая и красочная презентация).

               Все этапы взаимосвязаны

  I.          этап анализа обстановки, формулировки цели

  II.          этап планирования мероприятия;

 III.          этап подготовки мероприяти

 IV.          этап проведения мероприятия

 V.          этап анализа мероприятия.

Проводимое мероприятие тесно связанно с предыдущими и последующими формами занятий, т.к. основная воспитательная деятельность направлена на формирование трудовых навыков. Занятие не перегружено дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий. Разнообразие работ и заданий осуществлялось с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, что вызывало положительное отношение к выполняемой работе, улучшило общую работоспособность, дало возможность повторить один и тот же материал разными способами. В процессе таких заданий у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

В виде кроссворда дано задание, найти ключевое слово этого занятия (ТРУДОЛЮБИЕ)и почему оно там оказалось.

Во время мероприятия были созданы условия для актуализации опыта воспитанников, их личностного общения, рефлексии. Оно также способствовало формированию интегративных качеств воспитанников:

  • любознательность и активность;
  • эмоциональность, отзывчивость;
  • общительность со взрослыми и сверстниками;
  • способность решать интеллектуальные проблемы, адекватные возрасту;
  • владение необходимыми умениями и навыками.

Мероприятие соответствовало санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (освещение, температурный режим в помещении, регламент и смена деятельности воспитанников, наличием физминутки), построено с учетом здоровьесбережения взрослых и детей. В ходе мероприятия использовались современные педагогические технологии. Воспитанники получили помощь в решении значимых для них проблем

Во время занятия была обеспечена комфортность образовательной среды: достаточное материально-техническое обеспечение, рациональное использование пространства, оптимальное количество демонстрационного материала. На занятии был реализован принцип коррекционной направленности:использование специальных коррекционных приемов работы,адаптация современных образовательных технологий к уровню и возможностям детей с ОВЗ.

Психологическая комфортность мероприятия была обеспечена благоприятным климатом, доброжелательностью, реализацией личностно-ориентированного подхода с воспитанниками. Был продемонстрирован партнерский стиль отношений с воспитанниками.

Цели мероприятия, его план были поняты воспитанниками, конкретны и побудительны для них. Характер изложения предлагаемого материала проблемный, замысел мероприятия был реализован. 

 

 

Воспитатель: Красовская Л. Ю.

Добавить отзыв
     
Заполните обязательное поле
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: