Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
+7(413)2603672
685918, Магаданская обл., пгт.Сокол, ул.Гагарина, д.19
Эл.адрес: skolasokolin@mail.ru

Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

 

Организация образовательного процесса с позиции здоровьесбережения

 Школа работает по плану-графику учебного и каникулярного времени.

Обучение осуществляется в первую смену по 5-дневной рабочей неделе.  Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом соблюдается объем максимально допустимой нагрузки в течение дня.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в расписании уроков предусмотрен «облегченный» день  в середине учебной недели; используется «ступенчатый» режим обучения: объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает 4 уроков в день и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры, в I четверти (сентябрь, октябрь) – не более 3-х уроков; продолжительность уроков в I полугодии – 35 минут, во II полугодии – 40 минут; в середине учебного дня предусмотрены две динамические паузы продолжительностью по 20 минут (в Iполугодии – по 25 минут) каждая; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся; в середине III четверти предусмотрены дополнительные недельные каникулы; на каждом уроке проводятся обязательные физкультминутки и гимнастика для глаз.

При организации образовательного процесса всеми педагогами учреждения учитываются индивидуальные психофизические особенности обучающихся, воспитанников, уровень усвоения ими учебного материала по разным предметам. Индивидуальный и дифференцированный подход реализуется через разноуровневое обучение по программе для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Кроме того, в каждом классе разработаны сниженные и индивидуальные программы по отдельным предметам на учебный год для учащихся, обучающихся по II и III уровню, которые были утверждаются на заседаниях методических объединений учителей.

В образовательном учреждении функционирует кабинеты БОС: коррекции психоэмоционального состояния и логотерапевтический. В кабинете БОС-ПЭС используются программы «Нейрокор 3.1.С» (пятиканальный ПБС), «БОС-здоровье» (одноканальный ПБС), «Учимся и оздоравливаемся». В логотерапевтическом кабинете используется программа «Кардио 2.11 Лого» (двухканальный ПБС).

В школе созданы условия для формирования у участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни, обеспечивающие безопасные условия труда, учебы и отдыха. В учебно-воспитательном процессе используются следующие программы:

-       Уроки физической культуры в 1-4 классах проводятся по Программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой

-       Уроки физической культуры в 5-9 классах – по Программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (автор В.М.Мозговой).

-       Уроки ОБЖ в 1-4 классах – по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (программа составлена учителем начальных классов Е.А.Хомичук,  утверждена на заседании Педагогического Совета),

-       Уроки ОБЖ в 5-9 классах – по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой (автор: А.С.Девятков)

Согласно циклограмме работы учреждения, еженедельно воспитателями проводятся беседы и коррекционные занятия по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников (с использованием ИКТ). Ежедневно проводятся динамические паузы  между учебными занятиями (1-9 класс). Двигательный режим во время уроков и самоподготовки обеспечивается физкультминутками в течение урока. Ежедневно в каждом классе для обучающихся, воспитанников проводится гимнастика для глаз, специальный комплекс упражнений которой снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии, укрепляет мышцы век, улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Физическое воспитание и двигательная активность

          В учреждении введен 3-й час физической культуры на всех ступенях обучения.

Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологических потребностей детей в двигательной  активности, но и  предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Содержание и построение занятий  разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое название.

Утренняя гимнастика, прогулки, походы в лес, подвижные игры на прогулке, выполняют организационно-оздоровительные задачи; физминутка, двигательная разминка – снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность; учебные занятия – дети приобретают необходимые навыки, умения, знания; недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых; кружки по интересам – развивают двигательные способности и творчество детей; индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического  и двигательного развития; коррегирующая гимнастика решает лечебно-профилактические задачи; логоритмическая гимнастика – необходима для профилактики нарушения  речи у детей и развития моторики.

В учреждении создан рациональный охранительный режим, что выражается в регулярном проведении физкультурных занятий, прогулок на свежем воздухе, занятий в спортивных секциях,  занятий ЛФК.

Занятия лечебной физкультуры (ЛФК) проводятся во второй половине дня. Они являются неотъемлемой частью системы работы по физическому воспитанию. Кроме того, занятия ЛФК проводятся согласно учебному плану в 1-4 классах по 1 часу в неделю.

В учреждении постоянно работают 5 спортивных секций, проводятся соревнования по разным видам спорта (шашки, дартс, пионербол, теннис, баскетбол, футбол) между обучающимися.

Спортивные секции посещает большинство воспитанников учреждения. Работа спортивных секций организована и проводится таким образом, чтобы их могли посещать и дети со сложной структурой дефекта (осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход). Режим работы кружков соответствует требованиям СанПиН.

Воспитанники учреждения занимаются в спортивных секциях ДЮСШ № 5 г.Магадана, входят в состав сборных команд п.Сокол (по баскетболу, пионерболу, волейболу), принимают участие в городских и областных соревнованиях. Воспитанники принимают участие в областных соревнованиях по лыжным гонкам в п.Хасын, в областных спортивных мероприятиях «Лыжня Вяльбе», «Лыжня России », «Звезды Соколовской лыжни», в легкоатлетических эстафетах, посещают бассейн, спортивный комплекс «Сатурн». В целях развития физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, укрепления здоровья и популяризации видов спорта воспитанники школы-интерната принимают участие в областных спортивных соревнованиях «Специальная Олимпиада».

В свободное время воспитанники принимают активное участие в   спортивных праздниках («Богатырские потешки», «В здоровом теле - здоровый дух» и др.),  лыжных прогулках, катаются на коньках, роликах, велосипедах.

Формирование здорового и безопасного образа жизни

(далее ЗОЖ)

Педагогические работники учреждения используют в своей работе различные здоровьесберегающие методы и технологии, ответственно относятся к собственному здоровью, 64% работников ОУ посещают бассейн, 56% занимаются в спортивном комплексе «Сатурн» п.Сокол, 48% работников занимаются зимними видами спорта.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам надо знать, что само здоровье формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Для детей классов «Особый ребенок» в учебном плане предусмотрен предмет «Гигиена и самообслуживание» (1 час в неделю). Программы обучения составляются учителями с учетом индивидуальных психофизических особенностей и познавательных возможностей каждого учащегося. В плане работы учреждения предусмотрены такие мероприятия, как: «Дни здоровья», «День без табака», «Скажи «нет» наркотикам» и др.

 Учреждение осуществляет сотрудничество с различными учреждениями культуры города Магадана ( Дом культуры п. Сокол, библиотека п.Сокол, Магаданский музыкальный и драматический театр, Магаданский  Муниципальный центр культуры, Магаданский областной театр кукол, кинотеатр «Горняк»). Воспитанники ОУ принимают активное участие в различных конкурсах декоративно - прикладного и художественного творчества. 

Студентами и педагогами медицинского колледжа проводюятся беседы: «Профилактика сколиоза» и «Опорно-двигательный аппарат», «Влияние алкоголя и никотина на организм ребенка»

 По расписанию уроков в каждом классе предусмотрено проведение уроков ОБЖ  (по 1 часу в неделю) с использованием программ:

  • Уроки ОБЖ в 1-4 классах – по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (программа составлена учителем начальных классов Е.А.Хомичук,  утверждена на заседании Педагогического Совета),
  • Уроки ОБЖ в 5-9 классах – по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой (автор: А.С.Девятков)
  • Календарно-тематическим планированием предусмотрено:  теоретические, практические занятия, просмотр видеофильмов, анкетирование, тестирование. В программах по курсу ОБЖ предусмотрены разделы: «Пожарная безопасность», «Дорожная безопасность», «Правила поведения на воде, льду, лесу», «Профилактика правонарушений», «Правила поведения в общественных местах» и др.

         В целях пропаганды здорового образа жизни в учреждении проводятся следующие мероприятия: игровые и спортивные программы: « На льду», «Зимние Олимпийские игры», «У природы нет плохой погоды», « Масленица», «Веселые старты». В зимнее время ребята с удовольствием катаются на санках с горок, и все это чередуется с практическими и теоретическими знаниями по культуре здорового образа жизни.

В школе проводятся акции по профилактике вредных привычек с целью преодолевать их и не допускать формирования. «Мы за здоровый образ жизни» - акция проводится в течение всего дня и включает в себя просмотр фильмов на тему « Вредные последствия употребления алкоголя, табака, наркотиков», беседы о здоровом образе жизни, театрализованные сценки и выступление агитбригад.

«День борьбы с курением» - мероприятие проводится для всех возрастных категорий воспитанников, в игровой форме проводится акция «Конфета заменяет сигарету».

Так же школа сотрудничает с различными организациями: Детская  юношеская - спортивная школа № 5. Сотрудники пожарной части № 21 проводят с  воспитанниками лекции на тему: «Чрезвычайные ситуации в мирное время», Авиационно-спортивно технический центр п.Сокол проводит воспитанникам  экскурсии, инструктора центра рассказывают о парашютном спорте, чрезвычайных ситуациях при кораблекрушении и авиакатастрофах. Общественная молодежная организация «Энкаутер» провела с воспитанниками спортивную игру, цель  которой - развить у детей смекалку, ловкость, физическую подготовку.