Тема: Домашние животные. Овца.
Цель:
- Расширить знания детей о домашнем животном – овце.
- Формировать речевые навыки и умения на основе знакомства с предметами окружающего мира (домашним животным – овца): отрабатывать умение согласовывать слова во фразе при описании животного.
- Коррегировать зрительную память на основе упражнений в развитии непроизвольного внимания.
- Воспитывать мотивацию к учению, потребность в общении; любовь к животным.
I. Орг.момент.
1) Прозвенел звонок,
Начинается урок,
1-2 – выше голова,
3-4 – плечи шире,
5-6 – тихо сесть.
2) Беседа.
- Какой сегодня день недели?
- Ка
кой вчера был день недели? А завтра?
- Какое время года сейчас? (весна).
- Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май).
- Какое время года было до весны?
- Какой сейчас месяц? (Март – первый месяц весны).
II. Коррекционные упражнения.
1) Упражнение на развитие памяти.
Задание: запомнить пять картинок с изображением животных (картинки пронумерованы).
- Назовите цифры, которыми пронумерованы картинки.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
(Ученик: лиса под №1, волк под №2 и т. д.)
Учитель переворачивает картинки обратной стороной.
- Что было изображено на картинке под №1, №2, №3, №4, №5.
Все картинки перевёрнуты. Ученик называет всех животных.
- К какой группе относятся все эти животные?
III. Повторение изученного на предыдущем уроке ( «Коза»).
1) Обобщающая беседа с опорой на наглядный материал.
Задание: выбрать из предложенных картинок ту, на которой
изображено животное, которое изучали вчера.
(коза)
- К какой группе животных относится коза?
(Коза относится к домашним животным)
- Почему?
- Как хозяева заботятся о козе?
- Назовите части тела козы.
- Чем покрыто тело козы? (Тело козы покрыто шерстью).
- Какая окраска шерсти козы? (Окраска бывает разнообразная: белая, серая, чёрная, бело-коричневая).
- Что расположено на голове козы? (На голове острые, загнутые назад рога, уши торчат в разные стороны, борода).
- Какие ноги у козы? (Ноги прямые стройные с маленькими копытцами).
- Какой хвост? (Хвост у козы короткий).
- Назовите членов семьи козы:
мама – кто? …(коза)
папа - …(козёл)
дети - …(козлята).
- Какую пользу приносит коза человеку?
- Козы дают очень полезное молоко.
- Козий пух используют для вязания тёплых, лёгких платков, шарфов.
- Из мягкой шерсти делают ковры, одеяла, ткани.
- Из жёсткой шерсти делают щётки, кисти.
2) Самостоятельный рассказ ученика о козе.
IV. Физ.минутка
«Медвежата».
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили:
Вот так, вот так
Головой они крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Медвежата в лес ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
V. Изучение нового материала.
1)Отгадывание загадки.
По горам, по долам
Ходит шуба, да кафтан.
(овца)
- Что такое кафтан? (Кафтан – русская старинная мужская одежда).
- Найдите картинку с изображением этого животного из предложенных мной.
- Как вы догадались, что это овца?
- По каким признакам? (шерсть).
2) Рассматривание картинки с изображением овцы. Описать строение овцы.
Учитель показывает часть тела, ученики отвечают на вопрос: «Что это?»
(Обращаемся к карточкам на доске:
го-ло-ва
ту-ло-ви-ще
но-ги
хвост
Вывод: части тела у козы и овцы одинаковые).
- Чем покрыто тело овцы? (Тело овцы покрыто густой шерстью).
- Что расположено на голове овцы?(На голове маленькие рожки).
- Какие ноги? (Ноги тонкие с маленькими копытцами).
- Какой хвост? (Хвост короткий прямой, покрыт шерстью).
3) Далее вывесить картину «Овцы: баран, овца, ягнята»
Семья овцы.
- Кто нарисован на картине? (овца, баран, два ягнёнка).
Учитель: У овцы и барана густая длинная шерсть (серого цвета). Хвост короткий, прямой. У барана – большие изогнутые рога, у овцы – рога маленькие. Ягнята маленькие, без рогов, шерсть (какая?)…(короткая). Овцы могут быстро бегать и прыгать.
Закрепление по картине
- Показать барана, овцу, ягнят.
Обратить внимание детей на густую мягкую шерсть овцы, изогнутые рога барана.
Учитель: Человек заботится об овцах – пасёт на лугах.
Заготавливает корм на зиму, охраняет от хищников.
В этом им помогают специально обученные пастушьи собаки.
4) Вывешивается картина «Овцы на пастбище».
- Кого видите на этой картине?
- Много их или мало?
- Много овец – это отара. (Сл. на доске).
- Где пасут отару?
- Что делают овцы?
- Кто наблюдает за овцами? (Пастух на лошади).
Ему помогает собака. Она подгоняет отставшую овцу.
Значит, овцы относятся... (к какой группе животных?)
(Овцы – домашние животные).
- Почему?
Учитель: Человек заботится о них, ухаживает за ними, кормит, пасёт. Подумайте и скажите, зачем человек разводит овец? Какую пользу они приносят человеку?
Высказывания детей.
5) Польза, приносимая людям.
Загадка: Шубу дважды в год снимает,
Кто под шубою гуляет?
(овца)
Вывешивается картина «Стрижка овец».
Учитель: Два раза в год овец стригут в специально оборудованных местах.
Посмотрите на картину. Одна овца почти острижена.
- Что лежит рядом с ней? (шерсть).
- Затем эту шерсть прядут и получают пряжу (учитель демонстрирует детям шерсть и пряжу).
VI. Закрепление. Итог урока.
1) Обобщающая беседа.
- С каким животным мы сегодня познакомились?
- К какой группе оно относится? Почему?
- Зачем овца нужна человеку?
- А кто полезнее человеку: маленькое или большое животное?
- Что надо делать, чтобы маленькая овечка (ягнёнок) стала большой?
Оценка и анализ работы на уроке каждого ученика.
Учитель: Тангатарова В. А.