Класс: 5
Тема урока: Приготовление бутербродов.
Цель: Дать представление о бутербродах.
Задачи:
1. Научить правильно резать продукты; готовить бутерброды с учетом совместимости продуктов; правильно пользоваться ножом.
2. Развивать правильную речь.
3. Воспитывать аккуратность, культуру приготовления пищи.
Словарь: бутерброд, открытый, закрытый, простой, комбинированный.
Наглядный материал: таблицы «Правила безопасной работы ножом»», «Виды бутербродов», инструкционная карта.
Оборудование: разделочные доски, ножи, тарелки, вилки, блюдо.
Продукты: батоны, хлеб, колбаса, сыр, сливочное масло, соленые огурцы, зелень, варенье.
Готовые бутерброды:
• батон с маслом, колбасой, соленым огурцом и петрушкой – открытый, комбинированный;
• 2 куска хлеба, масло и сыр – закрытый;
• батон с сыром – простой.
План урока:
1. Организация учащихся.
2. Повторение.
3. Сообщение темы урока.
4. Ознакомление с объектом работы.
5. Составление плана работы.
6. Упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.
7. Практическая работа.
8. Оценка работы.
9. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организация учащихся
- Ребята, посмотрите, что у меня (на подносе батоны, хлеб).
- Кто знает, где это можно купить? (В булочной.)
- А сколько стоит хлеб? батон?
2. Повторение
- Где готовят пищу? (На кухне.)
- Почему готовят на кухне?
- Какую кухонную посуду вы знаете?
- А какие кухонные инструменты вы знаете?
- Почему называют «кухонная посуда», «кухонные инструменты»?
- Как должны храниться посуда и инструменты на кухне?
3. Сообщение темы урока
- Сегодня мы будем учиться резать продукты и готовить из них бутерброды. Тема урока – «Приготовление бутербродов».
4. Ознакомление с объектом работы
- бутерброд
- Бутерброды (словарное слово бутерброд) в переводе с немецкого означает «хлеб с маслом». Но кроме хлеба с маслом для приготовления бутербродов можно использовать и другие продукты.
- Какие бутерброды вы умеете готовить?
- Почему мы кладем на бутерброды разные продукты?
-
ОТКРЫТЫЙ БУТЕРБРОД - Бутерброд – это вкусное блюдо, которое быстро и легко готовится. Посмотрите, какой у меня бутерброд. С чем он? (С маслом, колбасой, соленным огурцом и петрушкой…)
Все продукты хорошо видны. Знаете, как называют такой бутерброд? Это открытый бутерброд (словарное слово открытый)
- Повторите, пожалуйста, как называют такой бутерброд. Почему его так называют?
-
ЗАКРЫТЫЙ БУТЕРБРОД
Посмотрите на другой бутерброд. С чем он?- Хорошо видно, с какими он продуктами?
- Что мешает увидеть продукты? Как называется такой бутерброд?
- Это закрытый бутерброд (словарное слово закрытый). Закрытый бутерброд еще называют «сандвич», что значит «бутерброд» по-английски, потому что его начали готовить в Англии. Такой бутерброд удобно держать в руках, вы не пачкаете пальцы. Позже закрытый бутерброд стали готовить и в России.
- Как называется этот бутерброд?
- Почему он так назван?
-
ПРОСТОЙ БУТЕРБРОД
- А какие это бутерброды, с чем они?
- Нравятся ли вам бутерброды, когда на них мало продуктов?
- Такие бутерброды называют простые (словарное слово простой), так как для его приготовления используется один продукт. Назовите простые бутерброды, которые вы можете приготовить сами.
-
КОМБИНИРОВАННЫЙ БУТЕРБРОД
- А как бы вы назвали вот этот бутерброд с маслом, колбасой, огурцом и петрушкой, если в нем столько разных продуктов?
- Это комбинированный бутерброд (словарное слово комбинированный), в нем скомбинированы разные продукты, которые сочетаются между собой по вкусу.
- Придумайте вкусный, сытный комбинированный бутерброд.
- Вкусные бутерброды вы придумали, а как они называются?
-
СОВМЕСТИМОСТЬ ПРОДУКТОВ
- А можно приготовить комбинированный бутерброд с котлетой, рыбой и огурцом?
- Правильно, вместе рыбу с котлетой не едят. Что еще вместе не едят?
- Запомните, что не все продукты совместимы по вкусу, это нужно учитывать при приготовлении бутербродов.
5. Составление плана работы
- Кто знает, как готовить бутерброды?
- Да, правильно. Удобнее сначала нарезать продукты, а потом готовить бутерброды. Запомните, что продукты на бутерброды кладут вилкой. Как вы думаете, почему?
- Да, надо соблюдать правила гигиены и культуру труда с продуктами.
- А теперь прочтите инструкционную карту, как готовят бутерброды
-
- Технологическая карта
«Приготовление бутербродов»
1. Нарезать хлеб или батон на одинаковые куски.
2. Нарезать колбасу (сыр, ветчину, мясо, огурцы, помидоры и другие продукты)и положить на тарелку.
3. На доске или тарелке намазать батон маслом.
4. Вилкой положить колбасу на булку с маслом.
5. Вилкой добавить кружок огурца и помидора.
6. Украсить листьями петрушки или укропа и положить на блюдо.
- Запомнили порядок работы? Проверим.
*** На магнитной доске надо выложить пункты работы по порядку. Выходящий к доске выбирает нужный, по его мнению, пункт, а ребята проверяют (работа с разрезанной инструкционной картой).
6. Упражнение по ознакомлению с правильным приемом работы начинается с выяснения знаний учащихся в виде беседы и показа приемов работы
- Надо нарезать хлеб или батон ровно и тонко, только не очень тонко, иначе они будут крошиться.
- Посмотрите, как надо резать: хлеб держите в одной руке, а другой руке крепко держите нож. Ножом делаете движения вперед-назад, как пилой, и нажимаете при этом вниз. Не давайте ножу уходить в сторону в сторону, иначе кусок будет неровным. Так же режете колбасу, огурцы и другие продукты.
- Как надо пользоваться ножом?
- Как подавать нож?
- Как нести нож к раковине?
7. Практическая работа
*** У каждого ребенка должно быть все для индивидуальной работы. Необходимо вести контроль за правильной работой ножом. Слабым ученикам нужно еще раз показать прием работы ножом, а потом учить нарезать продукты, держа и направляя их руку. В процессе работы следует учить ребят рассказывать, что они делают в данный момент.
- Расскажи, что ты сейчас делаешь.
- Почему масло на батон или хлеб намазывают на тарелке или на доске?
- Какой ты будешь делать бутерброд?
- Чем ты будешь раскладывать продукты и почему?
8. Оценка качества выполненной работы
- Посмотрите, какие разные бутерброды у нас получились. Какие здесь бутерброды?
- Какие здесь бутерброды? А здесь?
- Какие красивые и вкусные бутерброды получились, потому, что все постарались.
9. Подведение итогов
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какие бывают бутерброды?
- Какой бутерброд называют комбинированным?
- Какой бутерброд называют закрытым?
- Какие бутерброды получаются более красивыми?
- Как вы думаете, бутерброды получились вкусными? Давайте попробуем!
Учитель: Гилева Н. Г.