Тема: «Зима».
Цель:Формировать знания детей о зимних явлениях, о диких зверях, птицах, как они готовятся к зиме. Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний то теме «Осень».
Осень. Признаки характерные этому времени года.
3.Сообщение темы урока
Послушайте внимательно загадку.
Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Тема нашего урока – Зима. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с изменениями в природе с наступлением зимы. А поможет нам в этом Мороз Иванович. Он прислал нам конверт с заданиями. Если мы с ними справимся, то узнаем много интересного про Зиму.
4.Изучение нового материала.
1)- Загадки от Мороза Ивановича .
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (метель)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий :(лед)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)
-Метель, лед, снежинка, мороз – все это зимние явления. По каким признакам можно определить, что пришла зима? (Дети отвечают на вопросы)
Признаки зимней погоды:
- становиться холоднее
- небо чаще покрыто облаками
- осадки выпадают в виде снега
- дни становятся короче, а ночи длиннее
- А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
2) А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?
Послушайте внимательно рассказы о животных. Постарайтесь угадать, про какого животного я вам читаю.
Животные
* У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).
* Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).
* Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).
* Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (тайно), иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).
* Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).
*кто зимой холодной, ходит злой, голодный.(волк)
*летом серый, зимой белый (заяц)
-А как животные готовятся к зиме?
Физкультминутка "Зима" (Под музыку)
Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злиться,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
3) Слушайте внимательно- это загадка:
Без мотора, а летают.
Правильно. Это птицы.
- Не только животные подготовились пережить холод. Всех ли птиц мы можем сейчас увидеть? Почему? Многие птицы осенью улетели в теплые края.
- Вспомните, какие из них улетели?(Гуси, лебеди, соловей, жаворонок)
- Почему птицы улетают?
(Причина - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)
- Как мы можем им помочь перезимовать? (Сделать кормушку)- Давайте рассадим на кормушку тех птиц, которые остаются зимовать?
Задание у доски (прикреплена кормушка, нужно рассадить зимующих птиц)
А как называются эти птицы? (зимующие)
4)Чем можно заниматься зимой? Что дети делают зимой, как развлекаются?
На доске плакат с зимними забавами детей.
Самостоятельная работа.
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (снежная баба)
Сделать снеговика из геом. фигур.
-Почему только зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика? (снег)
5.Закрепление изученного.
Игра с мячом "Бывает, не бывает зимой…"
Цели: расширение кругозора, повторение признаков Зимы, развитие произвольности психических процессов.
Учитель называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:
- Солнце светит ярко, греет сильно,
- Снег падает большими хлопьями,
- Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,
- Зайчик серый прыгает по снегу,
- Белка собирает шишки и орехи,
- Медведь спит в берлоге
- Дети строят кормушки для птиц
- Распускаются подснежники
- Дни короткие, солнце светит мало
- Метёт метель, сильные ветры
- Льёт сильный дождь
- Приходит Новый год
6. Итог урока.
Молодцы! О каком времени года мы сейчас разговаривали? Правильно. Назовите зимние месяцы по порядку. Чем каждый из вас больше всего любит заниматься зимой? Молодцы, хорошо занимались! Урок закончен.
Учитель: Хомичук Е.А.
Поделиться с друзьями: