ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ.
(коррекционное занятие по окружающему миру).
Цели и задачи: - учить детей классифицировать группы предметов (овощи и фрукты);
- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
- корригировать отдельные стороны психической деятельности, основные мыслительные операции, различные виды мышления, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
- воспитывать гигиенические навыки, строгое исполнение правил дорожного движения, культуры поведения при приёме пищи.
Оборудование: плакаты сизображением садовых и овощных культур.
Ход занятия.
1. Сообщение темы и задач занятия.
- Сегодня, ребята, мы с вами проводим занятие по окружающему миру на тему «Во саду, ли в огороде…». Кто знает, что растёт в саду ( с опорой на плакат)? (В саду растут фрукты).
- А, что растёт в огороде? (В огороде растут овощи).
- Нам предстоит рассматривать предметы. Мы с вами будем определять форму предмета, цвет, объём, какой вкус имеют овощи и фрукты, какой запах у них, какие звуки можно услышать; определять овощи и фрукты на ощупь. Вот какая у нас огромная работа, поэтому нужно быть внимательными, стараться выполнять все задания воспитателя.
2. Угадывание предмета по силуэту.
- Угадайте по силуэту предмет, который находится в верхнем левом углу листа. (В верхнем углу листа находится баклажан).
- Угадайте предмет, который находится посередине листа. (Посередине листа яблоко).
-Назовите предмет, который находится в левом нижнем углу листа. (В левом нижнем углу лук).
-А какой предмет в верхнем правом углу? (В верхнем правом углу помидор).
-Ребята, а что здесь лишнее и почему? (Здесь лишнее яблоко. Оно фрукт, а остальные овощи).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
3.Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Счет предметов.
-Я читаю четверостишие про овощи и фрукты. Когда я показываю на предмет, вы его называете.
Ах, какая вишня-
Просто загляденье!
Мы наварим из неё
Вкусное варенье!
-Сколько вишен висит на ветке? (Пять).
Уродилась золотая
Крупная картошка,
Приготовим из неё
Суп, пюре, окрошку.
-Сколько сырых картофелин? (Две).
-Сколько варенных? (Три).
Мы капусту поливали,
От вредителей спасали-
Вот и выросла она,
И хрустяща, и бела.
-Сколько кочанов капусты нарисованы? (Один).
Светится на солнце
Груша золотая,
Не было у нас
Такого урожая.
-Сколько груш нарисовано? (Две).
Вырастили мы с тобой
Перец сладкий и большой.
Посмотри, какой прекрасный:
Он зелёный, жёлтый, красный!
-Сколько перцев нарисовано? (Три).
-А что напоминает нам эти три цвета? (Светофор).
-А на какой свет светофора можно переходить дорогу? (На зелёный)
Физкультминутка
Витя шёл, шёл, шёл,
Витя ягодку нашёл,
Ах, какая ягодка!
4.Какой по форме?
-Ребята, фрукты и овощи напоминают нам геометрические фигуры. Я показываю фрукт или овощ, а вы сигнальной карточкой показываете, какую форму он имеет.
Яблоко, морковь, баклажан, помидор, апельсин, груша, картофель, огурец, банан-всё это сложено в непрозрачный пакет и по очереди показывается детям.
Сигнальные карточки с изображением геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат).
-Молодцы, ребята, выполнили задание без ошибок! Получайте улыбку.
Дарит рисунок улыбки.
5.Какой по цвету?
-Есть фрукты и овощи, которые по форме одинаковые. Так как же их различить? (Их можно различить по цвету).
-Посмотрите на эти овощи. Какие они по форме? (Одинаковые).
-Чем же они различаются? (Цветом).
-Что изображено у меня на листе? (Свекла, репа, редька, редис).
Кстати, из редьки можно приготовить хорошее народное средство:
сделать в редьке углубление, налить в него мёд, настоять четыре часа. Мазать поясницу от радикулита.
Педагог выдаёт детям дидактический материал: на листочке штрихом обведены силуэты овощей и фруктов. Необходимо обвести их нужным цветом.
Воспитатель. Возьмите карандаши, обведите. Скажите, кто что обводит и каким цветом.
6. Угадай на вкус.
-Ребята, все ли фрукты можно есть в сыром виде? А овощи?
-Назовите овощи, которые сырыми есть нельзя.
Есть у нас огород,
Много овощей растёт.
Что в земле? А что на грядке?-
Разгадай, дружок, загадку.
-Какие овощи растут в земле?
-Какие овощи растут на грядке?
-Какие на вкус фрукты?
-Какие на вкус овощи?
-Покажите мимикой лица, что вы съели-лимон, сладкое яблоко или горький перец.
Если солнышко смеётся во дворе,
Значит, весело живётся детворе.
Песня «Огородная хороводная».
7. Угадай по запаху, на слух, на ощупь.
Задания:
1.Угадайте, запах, какого фрукта вы учуяли? (Яблоко).
2. Угадайте на слух. Что шуршит в мешочке? (Лук). Чем шуршит лук? (Шелухой).
3. Угадай на ощупь. Достаньте из мешочка: яблоко, морковь, баклажан, помидор, апельсин, грушу, картофель, огурец, банан.
Вот Синьор Помидор
К нам пришёл из книжки.
И принёс он нам всем
Сказку, малышки.
Один мальчик как-то ел огурец, и огуречное семечко застряло между зубов. Потом помидорное семечко застряло. И тыквенное. И арбузное. И стал у мальчика не рот, а целый огород.
- Почему у мальчика во рту вырос огород? ( Потому что он не чистил зубы.)
8. Итог.
- С чем знакомились на занятии? (С овощами и фруктами).

- Я сейчас проверю, все ли хорошо могут отличить фрукты от овощей.
- Разложите на две группы овощи и фрукты. Что лишнее?
- Объясните слова:
Сами фрукты и овощи не растут.
Скушать их-нужен труд.
- Для чего люди выращивают овощи и фрукты?
- Чем полезны овощи и фрукты?
- Что нужно сделать перед тем, как кушать овощи и фрукты?
Песня «По малину в сад пойдём».
Учитель: Шатило Е.С.