Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Оформление:
а) на доске – эпиграф:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко
б) Четыре закона экологии
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше
Оборудование: Мультимелийное оборудование, аудиозапись, фотографии, ребусы, высказывание великих людей об экологии.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово
Тема нашего воспитательского занятия – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Что же такое экология? (Ответы детей).
В переводе на русский язык - "ойкос" - дом, "логос" - наука. Выходит, что экология - это «наука о доме».
Для человека дом чаще всего - 4 стены и крыша; для зверя - лес, горы, поле; для рыб - моря, реки, озёра. Значит, у всего живого есть свой дом, а для всех вместе - это, конечно, наша планета Земля. Вот наука экология и призвана изучить, как отдельные жильцы нашего большого дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей средой.
Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
Индивидуальная работа по карточкам. (Разгадывание ребусов). (Клип "Сохраним планету чистой")
-Что в этих ребусах общего? (Они все связаны с природой)
2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
3. Беседа.
-Какой же экологический урок дал старый Эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов
-Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. Очень часто деятельность человека пагубно влияет на природу. Хотя человек - самое могущественное из живых существ, его вмешательство в дела земного шара часто имеет плачевный результат. Человек совершает ошибки не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой. Вот один такой пример:
Примеры такой взаимосвязи:
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии.
Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.
Хулиганы - воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали
Сколько зёрен потеряли
И издали свой декрет –
Воробьёв свести на нет.
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда –
Открывайте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьёв
Из чужих возить краёв.
Если всё с плеча рубить,
Можно дело загубить.
- Выскажите своё мнение о поступке китайских властей.
4. Физ.минутка
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто задорный и веселый, Верность правилам храня, Бережет нашу природу От коварного огня? |
Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых И строительный забор? |
Кто из вас в реке купался И на пляже загорал? А когда домой собрался Мусор за собой убрал? |
На привале кто в лесу Жег засохшую сосну? А потом так поспешил Что костер не затушил? |
Кто, гуляя на лугу, Зря не топчет там траву, Насекомых кто не лови И цветы совсем не рвет? |
Кто животных, птичек любит?
|
5. Информационный блок «Законы экологии».
-Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы записаны на доске.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. Человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
6. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» (Презентация "Проблемные ситуации")
Воспитатель: Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?
А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? (СЛАЙД)
Примерные ответы детей:
- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
- Нарушены первый и второй экологические законы.
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
Воспитатель: Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают? (СЛАЙД)
Примерные ответы детей:
- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
-Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? (СЛАЙД)
Примерные ответы детей:
- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
- Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.
Закончи чистоговорку на экологическую тему.
Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.
Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.
Я-я-я - Наука экология.
7. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
-Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.
Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились здоровьем планеты. Даже образовали партию, которая ставит перед собой одну главную цель: охрана окружающей среды. Называется эта партия «Green peace» - что в переводе на русский язык означает «Зелёный мир», или как её ещё называют «Партия зелёных». Движение «Зелёный мир» следит за состоянием окружающей среды во всём мире.
-И давайте Вы будете представителями этой партии. И если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.
- Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
- Вторая группа напишет военным.
- Третья группа подготовит обращение к учёным.
- Четвертая группа напишет морякам и рыбакам.
- Пятая группа напишет письмо ученикам нашей школы.
Включается музыка (Клип "Гимн эколога"), в течение 5 минут дети пишут обращения.
-Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.(К доске выходят представители групп и читают обращения).
-Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
8. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».
-Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает воспитанник).
-О чём говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
- Что нужно беречь природу.
Что нельзя убивать зверей.
Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
-Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
-И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
9. Подведение итогов (рефлексия).
-Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми? Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.
Вот так дела-то обстоят
На шарике земном.
И надо срочно мир спасать,
В котором мы живём.
Весь дом почистить и помыть
И впредь законом запретить
Неубранную грязь.
И в школе учат нас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай,
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар земной!
Воспитатель: Красовская Л.Ю.