Цель:
• совершенствование работы педагогов по формированию экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, обучающихся, воспитанников,
Задачи:
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развивать эстетические чувства ( умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
Форма проведения педсовета – деловая игра «Экологический калейдоскоп».
Оборудование: ИКТ, клубок ниток, 2 ватмана, фломастеры и карандаши, 2 ластика, круги диаметром 10 см., стаканчики с землей, вода, семена растений, растения с уголка природы, подборка художественной литературы, карточки (для сочинения стихотворений), картинки с птицами, карточки с педагогическими ситуациями.
Этапы подготовки:
1 этап
1. Предварительная подготовка (в течение года).
2. Создание творческой группы.
3. Составление плана и списка литературы по проблеме.
4. Посещение уроков и внеклассных мероприятий.
2 этап
Проведение педсовета ( декабрь 2013г.)
3 этап.
Выработка решения педсовета.
Проект решения педсовета:
• всем педагогам продолжать работу по формированию экологических представлений у обучающихся, воспитанников учреждения путем применения различных форм и методов обучения и воспитания;
• пополнить фонд школьной библиотеки литературой экологической направленности;
• внедрять опыт педагогов школы по экологическому воспитанию детей и подростков в учебную и внеурочную деятельность;
• продолжать работу по созданию природоохранительной среды внутри школы и за ее пределами.
ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
1. Организационный момент.
Деление участников педагогического совета на 2 группы
2. Основная часть.
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни. Каждый год, как правило, посвящается определенной теме. Вот и для 2013 года была определена своя направленность. 2013 год – официально объявлен указом Президента РФ В.В.Путина – годом охраны окружающей среды.
Год охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Педагогическим коллективом был составлен план основных мероприятий по проведению «Года охраны окружающей среды» в учреждении (слайд №1. Приложение 1.), при реализации которого мы постарались:
- формировать навыки культуры поведения в природе;
- расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;
- расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано ( например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
2013 год был богат на идеи. И итогом данной работы является наш педсовет, который называется «Экологическое воспитание обучающихся, воспитанников» ( слайд 2)
Он пройдет в необычной форме – в форме деловой игры «Экологический калейдоскоп».
Основная цель – совершенствование работы педагогов по формированию экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой обучающихся, воспитанников. ( слайд №3)
Наш педсовет будет состоять из теоретической части и практической. Приступим.
Теоретическая часть. Организация работы по формированию экологической культуры у обучающихся, воспитанников.
1) Экологическое воспитание
Эпиграф
«Никто не становится хорошим человеком случайно» (М.Монтень)
(демонстрация эпиграфа на экране. Слайд №4)
Окружающая среда… В значение этих слов необходимо вкладывать не только понятия атмосфера, биосфера, гидросфера и литосфера. Окружающая среда – это тот живой мир, что нас окружает, в котором мы растем, у которого учимся жить.
«Природа – это единственная книга, каждая страница которой, полна глубокого содержания» (И.В.Гете) ( слайд №5)
Природа – это такое же живое существо, как и мы, которое тоже может любить, оберегать или же мстить за неподобающее к ней отношение. «Даже камень имеет душу…».
Актуальность экологического воспитания обоснована рядом причин. Дети, чья личность еще не до конца сформирована, легко поддаются влиянию, а значит усваивают данные нормы поведения. Например, ребенку говорят, что нельзя выбрасывать мусор на природе, почему это нельзя делать и тем самым уже закладывают в нем необходимый кирпичик защиты окружающей среды. Ребенок, которому сказали отломать ветку от дерева, воспринимает данное действие как норму.
Еще одна немаловажная проблема, которая характерна для детей – они не видят конкретных способов защиты окружающей среды. А ведь сохранить природу очень просто. Для этого нет необходимости участвовать в митингах. Достаточно того, чтобы каждый человек отказался от чего-то определенного. Например, это может быть сэкономленный лист бумаги или же выбрасывание мусора в положенном месте. Примеров много. Это не так сложно, как может показаться. Для начала надо учить детей делать маленькие шаги на пути спасения окружающей среды. Воспитывать в детях отношение к природе не как к источнику материальных ценностей (природные материалы, ископаемые, древесина, источники пресной воды), но и как к живому существу, которое также нуждается в заботе и защите подобно человеку.
Экология – относительно молодая наука, но корни уходят вглубь на несколько веков. Я попрошу Елену Николаевну осветить этот вопрос.
2) История возникновения экологии как науки
( Приложение 2)
3) Экологическое воспитание в учреждении
- Как видите, классики педагогики утверждали, что чем раньше начать приобщать ребенка к природе, тем богаче будет его жизненный опыт, а правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни, на уроках, занятиях.
Каковы же принципы воспитания в нашем коррекционном учреждении:
• систематичность, непрерывность и последовательность в работе;
• педагогическое руководство и самостоятельная деятельность детей;
• связь с жизнью;
• доступность;
• учет возрастных и психологических особенностей детей;
• единство познавательного, эмоционального, волевого начал в воспитании;
• коррекционная направленность экологического воспитания.
Экологическое воспитание детей осуществлялось по двум направлениям:
1. формирование экологических знаний;
2. формирование экологически правильного отношения к природным объектам.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой. Дети очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Экологическое воспитание в учреждении начинается с самых простых вещей: например, с умывания по утрам и вечерам. Мы обращаем внимание детей на то, что чистая вода нужна всем. «А как ты бережёшь воду?» - спрашиваем мы у детей. В продолжение этой темы мы проводим занятие «Чистая вода - основа жизни».
Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданско-правового.
Особое значение воспитатели уделяют здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Мы учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д. В группах прошли занятия: «Мы за здоровый образ жизни», «Поговорим о вредных привычках», «Уход за молодой кожей», «Здоровые зубы», «Продукты полезные и вредные» и другие.
Большую роль в экологическом воспитании наших детей играют экскурсии, выезды на природу, наблюдения в природе. Здесь природа, и её объекты выступают мощными средствами воспитания, формирования знаний о природе, экологического мышления, поведенческого компонента, воспитания чувственной сферы личности.
Таким образом, мы должны с Вами сами иметь высокий уро¬вень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.
Сейчас Вашему вниманию предлагается деловая игра «Экологический калейдоскоп», в процессе которой, мы с вами увидим лишь некоторые методы и формы работы, которые были использованы педагогами в течение этого года.
Практическая часть. « Экологический калейдоскоп»
1) Знакомство с явлениями природы на прогулках и экскурсиях (Приложение 3.)
Как видите, некоторые люди имеют научный, логический склад ума; другие более настроены на красоту и гармонию; третьих больше всего интересуют вечные философские истины. Все мы разные. И дети тоже.
Педагоги, зная индивидуальные особенности каждого своего воспитанника, подбирают игры, которые помогают изучить механизмы природных процессов. Дети лучше понимают и запоминают различные теории через прямой личный опыт – трогают, нюхают, пробуют на вкус, смотрят и слушают. Некоторые игры предназначены для того, чтобы повеселиться. Ведь здоровое детство должно протекать на открытом воздухе, в игровой деятельности.
2) Игры (Приложение 4.)
- Невозможно представить себе экологическое воспитание без знакомства детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, а также наблюдений и труда в природе.
3) выступление (посадка комнатных растений)
( Приложение 5.)
Часто на занятиях педагоги используют художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.
4) выступление (Приложение 6.)
Еще одна из форм экологического воспитания - это конкурсы детского рисунка. Вы наверное уже догадались, что будем делать с Вами дальше.
Я предоставляю слово Н.В. (проводит творческий конкурс на тему «Берегите воду»)
Д) творческий конкурс проводит Н.В.. (Приложение 7.)
В плане работы были предусмотрены воспитательные занятия, посвященные охране окружающей среды. Роль этих занятий заключалась в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу занятий воспитатели старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь природе или решить возникшую проблемную ситуацию.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
- В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе.
Е) Решение педагогических ситуаций
(Приложение 7.)
Экологическое воспитание должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:
Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.
Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.
( слайд 6)
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Можно перечислять, показывать еще много различных форм и методов работы по экологическому воспитанию, но ничего не измениться, если мы не поможем осознать нашим воспитанникам, что на добро надо платить добром!
«Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а с помощью одной спички можно уничтожить миллион деревьев…» Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
- В завершении нашего Педагогического совета Вам предлагается посмотреть видеоотчет по итогам Года охраны окружающей среды
Д) показ видеоотчета
Педсовет подготовила и провела Л.В., зам. директора по ВР МОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»