Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
+7(413)2603672
685918, Магаданская обл., пгт.Сокол, ул.Гагарина, д.19
Эл.адрес: skolasokolin@mail.ru

Зима (Живой мир 1 класс)

Тема: «Зима».

 Цель:Формировать знания детей о зимних явлениях, о диких зверях, птицах, как они готовятся к зиме. Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний то теме «Осень».

Осень. Признаки характерные этому времени года.

3.Сообщение темы урока

Послушайте внимательно загадку.

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Тема нашего урока – Зима. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с изменениями в природе с наступлением зимы. А поможет нам в этом Мороз Иванович. Он прислал нам конверт с заданиями. Если мы с ними справимся, то узнаем много интересного про Зиму.

4.Изучение нового материала.

1)- Загадки от Мороза Ивановича .

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (метель)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)

На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий :(лед)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)

-Метель, лед, снежинка, мороз – все это зимние явления. По каким признакам можно определить, что пришла зима? (Дети отвечают на вопросы)

Признаки зимней погоды:

  • становиться холоднее
  • небо чаще покрыто облаками
  • осадки выпадают в виде снега
  • дни становятся короче, а ночи длиннее

- А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
2) А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?

Послушайте внимательно рассказы о животных. Постарайтесь угадать, про какого животного я вам читаю.

Животные

* У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).

* Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).

* Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).

* Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (тайно), иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).

* Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).

*кто зимой холодной, ходит злой, голодный.(волк)

*летом серый, зимой белый (заяц)

-А как животные готовятся к зиме?

Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

3) Слушайте внимательно- это загадка:

Без мотора, а летают.

Правильно. Это птицы.

- Не только животные подготовились пережить холод. Всех ли птиц мы можем сейчас увидеть? Почему? Многие птицы осенью улетели в теплые края.

- Вспомните, какие из них улетели?(Гуси, лебеди, соловей, жаворонок)

- Почему птицы улетают?

(Причина  - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)

 - Как мы можем им помочь перезимовать? (Сделать кормушку)- Давайте рассадим на кормушку тех птиц, которые остаются зимовать?

Задание у доски (прикреплена кормушка, нужно рассадить зимующих птиц)

А как называются эти птицы? (зимующие)

 4)Чем можно заниматься зимой? Что дети делают зимой, как развлекаются?

На доске плакат с зимними забавами детей.

Самостоятельная работа.

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (снежная баба)

Сделать снеговика из геом. фигур.

-Почему только зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика? (снег)

5.Закрепление изученного.

 Игра с мячом "Бывает, не бывает зимой…"

Цели: расширение кругозора, повторение признаков Зимы, развитие произвольности психических процессов.

Учитель называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:

  • Солнце светит ярко, греет сильно,
  • Снег падает большими хлопьями,
  • Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,
  • Зайчик серый прыгает по снегу,
  • Белка собирает шишки и орехи,
  • Медведь спит в берлоге
  • Дети строят кормушки для птиц
  • Распускаются подснежники
  • Дни короткие, солнце светит мало
  • Метёт метель, сильные ветры
  • Льёт сильный дождь
  • Приходит Новый год

6. Итог урока.

Молодцы! О каком времени года мы сейчас разговаривали? Правильно. Назовите зимние месяцы по порядку. Чем каждый из вас больше всего любит заниматься зимой? Молодцы, хорошо занимались! Урок закончен.

 

Учитель: Хомичук Е.А.