Учитель: Шатило Е.С.
Тема: Правописание буквосочетаний жи-ши.
Цель: повторять, систематизировать и расширять грамматический материал по данной теме.
Задачи:
- актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши;
- развивать письменные навыки, внимание, устную речь;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Оборудование: карточки с письменными заданиями, картинки со словарными словами; карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания).
Ход урока:
I.Организационный момент.
а) Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой – хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.
б) Гимнастика для рук.
Мы делили апельсин
Много их, а он один
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для ужа,
Эта долька для стрижа,
А для волка кожура,
Он сердит на нас беда,
Разбегайтесь кто куда.
II.Работа в тетрадях.
Откройте тетради, запишите число:
10 декабря.
Классная работа.
а) Минутка чистописания:
1 класс: элементы букв. 3 класс: буквосочетания жи – ши.
б) Словарная работа для 3 класса.
1 класс – выполняют задания по карточкам.
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь, сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус.
Называется… (арбуз).
Мы купили мишку.
Может он реветь,
Будто не игрушка,
А живой… (медведь).
Сладкое, румяное,
С дерева упало,
Лизе в рот попало (яблоко).
Замечательный художник
У окошка побывал,
Угадайте-ка, ребята.
Кто окно разрисовал? (мороз).
Я бываю разная:
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая? (машина).
III. Повторение изученного.
- Какое правило изучили на прошлом уроке?
- Есть ли слова на изученное правило среди записанных слов?
- Какое это слово?
-Выполним звуко-буквенный анализ слова машина.
(один ученик выполняет задание у доски, остальные – работают в тетрадях)
- Устно составьте предложения со словом машина.
- Знаете ли вы, почему буква и дружит с буквами ж и ш, а буква ы нет.
- Послушайте грамматическую сказку:
Жили-были на свете шипящие Ж и Ш, а неподалёку жили гласные Ии Ы. Вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Спрятались Ы и И в укромные места. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли весёлую и добрую букву И.
Вот только никак не могут найти, вредную букву Ы. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо домика буквы Ы и видят, что она как ни в чём не бывало, сидит, телевизор смотрит, пьёт чай с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а дружат только с буквой И.
IV. Физминутка.
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись
(наклоны вперёд-назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать
(рывки перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем,
Вправо, влево раз и два
Думай, думай голова
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
V. Закрепление.
а) Дидактическая игра «Отремонтируй слово».
Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг погрызли мышки.
Из слов тех буквы откусили,
И в свои норки утащили.
- У каждого из вас слова. Вставьте пропущенную букву.
Проверка.
3 класс – работа по учебнику (с. 100, упр.5)
После разбора, дети самостоятельно записывают упражнение.
1класс – ученики характеризуют звуки: ж, ш, и.
- находят и выделяют буквосочетания в словах: мы-ши, у-жи, но-жи.
VI. Работа по карточкам. (индивидуальные и дифференцированные задания).
VII. Итог урока.
- Какую тему повторяли на уроке?
- Какое правило повторили?
- Какие задания выполняли?
- Кому понравился урок?
- Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?
VIII. Оценивание работы учащихся на уроке.
IX. Домашнее задание. (карточки).
Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.